Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество / Криминал
22 декабря 16:59

Блокировка переводов: Если вы, не дай бог, оказались в роли Буратино — то слушайтесь советов Центробанка

Мошенники заставляют банки повысить бдительность, чтобы не потерять клиентов

2455
Блокировка переводов: Если вы, не дай бог, оказались в роли Буратино – то слушайтесь советов Центробанка
Фото: Ксения Кононова/Создано ИИ/ТАСС
Материал комментируют:

Знаменитые мошенники лиса Алиса и кот Базилио когда-то предлагали наивному Буратино «посадить» денежки на Поле чудес в Стране дураков и дождаться, когда вырастет золотое дерево. В XXI век мошенники обещают не менее наивным гражданам обогатиться путем весьма сомнительных операций, а иногда граждане даже не подозревают, что кто-то решил «позаботиться» об их капиталах, не поставив из в известность.

И зачастую эти операции пытаются провести как раз через банки, на счета в которых у большинства из нас приходят зарплаты, а у везунчиков даже скопились сбережения. Охранять и беречь нажитое от аферистов всех мастей закон и Центробанк обязали кредитные организации.

Российские банки усиливают проверки денежных переводов из-за мошеннических атак. При попытке перевести большую сумму операция может быть заблокирована, а с клиентом свяжется сотрудник банка, чтобы уточнить, как она связана с получателем.

Читайте также
Фальшивые "герои России" и "ветераны СВО" стремительно размножаются Фальшивые «герои России» и «ветераны СВО» стремительно размножаются Кирилл Кабанов: Я думаю, что такая деятельность должна быть приравнена к статье за дискредитацию армии

Специалист банка также может уточнить, на что именно планируется потратить деньги, которые клиент собирается перевести.

С 24 июля 2024 года в силу вступил закон, который обязывает банки проверять все денежные переводы на наличие признаков мошенничества и при необходимости блокировать подозрительные операции.

Согласно Приказу Банка России от 05.11.2025 № ОД-2506, перечень признаков подозрительных операций расширен с 6 до 12 пунктов, любой из которых может стать причиной блокировки денег на два дня.

Это касается любых операций физических лиц — переводы по банковским картам, через систему быстрых платежей и т. д. Банк обязан приостановить перевод в случае обнаружения любого признака подозрительной операции, например, изменение номера телефона в интернет-банке или на портале Госуслуг менее чем за 48 часов до попытки перевода.

«При этом банк должен незамедлительно уведомить клиента о том, что операция не прошла, а также сообщить о возможности подтвердить перевод (дать согласие) не позднее одного дня, следующего за днем его приостановления, или совершить повторную операцию на те же реквизиты и аналогичную сумму.

Если клиент дал согласие на перевод или совершил операцию повторно, то банк обязан незамедлительно исполнить распоряжение клиента, за исключением случая, когда сведения о получателе денежных средств содержатся в базе данных Банка России «О случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента», — говорится в сообщении ЦБ.

Если банк не заблокировал подозрительный перевод, он обязан вернуть клиенту украденные деньги в течение 30 дней (60 дней для трансграничных переводов).

Вводимые правила направлены на борьбу с мошенничеством, однако под блокировкой может оказаться любой добросовестный гражданин. Например, если решил вернуть большую сумму долга или оплатить свадебное мероприятие, или по каким-то причинам сменил номер телефона в последние 48 часов.

Не секрет, что деньги в банке работают каждую секунду и приносят ему прибыль. Так есть ли гарантия, что банки не начнут злоупотреблять блокировками?

— Думаю, опасения, что банки будут злоупотреблять, лишены всяческих оснований, — говорит доцент кафедры регулирования деятельности финансовых институтов РАНХиГС Юрий Твердохлеб.

— Во-первых, Центробанк сейчас четко осуществляет контроль, мониторинг подобных действий и в случае возникновения каких-либо злоупотреблений всё сразу становится известно. Более того, банкам это неинтересно, потому что в таком случае они дискредитируют себя в глазах вкладчиков, что чревато потерей клиентов и получаемых доходов.

Что касается расширения критериев, то это не ужесточение, а выявление. За этот год было достаточно много попыток использования и искусственного интеллекта, и дропперов для осуществления мошеннических операций.

Накапливая определенные данные, Центробанк их обобщает и усиливает контроль тех или иных действий. Это совершенно нормальная ситуация, и опасения, что будут созданы невыносимые условия для клиентов, лишены оснований. Клиенты никак не пострадают.

«СП»: Однако такие блокировки фактически ограничивают право человека распоряжаться своими деньгами. Я имею право отказаться отвечать на вопросы банка? Что тогда?

— Банк лишний раз вопросы не задает. Это я говорю, как практический банковский служащий.

По большому счету, вопросами, которые банк задает клиенту, он не столько пытается вывести на чистую воду клиента, обвинить его в мошеннических действиях, сколько защитить его от действий третьих лиц, с которыми тому приходится сталкиваться.

Здесь нет излишней подозрительности, особенно если речь идет о физических лицах.

Если клиент получает стабильные доходы на свой расчетный счет, у него сложилась определённая практика расходов этих денежных средств, и тут мы видим, что клиент совершает какие-то нетипичные операции — разве это не может встревожить банк, который заинтересован в безопасности клиента?

Читайте также
После слов Путина о штрафах «короли стройки» впали в депрессию После слов Путина о штрафах «короли стройки» впали в депрессию Застройщикам придется поторопиться с выдачей квартир в новостройках, но 20−30% из них все равно ждет банкротство

Он и может задать вопрос клиенту: «У Вас все нормально? Вы действительно совершаете этот платеж сознательно?» Если клиент подтверждает, то у банка нет сомнений.

Если мы видим, что клиент начинает путаться, говорить какую-то ахинею, то из соображений защиты интересов клиента банк может заблокировать счета и дальше работать с клиентом. Если выяснится, что все нормально, то деньги разблокируют.

Если клиент отказывается отвечать, то мы смотрим, куда идут деньги (сейчас это прозрачно). Если видим, что к кому-то из «черного списка», который у нас в базе, тут же блокируем, потому что понимаем, что происходит что-то нехорошее.

Далее вызываем клиента и просим рассказать, почему он это делает. Если видим, что действие носит преступный характер, тут же сообщаем в правоохранительные органы.

«СП»: То есть банк может попросить клиента прийти в офис?

— А почему нет? Мы это делаем. Это совершенно оправданно. Это, прежде всего, защита клиентов. И, конечно, банки не хотят быть вовлеченными в преступные схемы.

По моему опыту, в 9 случаях их 10 вопросы банка идут на пользу клиенту. Достаточно много случаев, когда клиентов действительно пытались развести на деньги — чтобы их сняли, перевели по каким-то реквизитам.

Банки на это чутко реагировали, потом клиенты приходили и благодарили банки.

«СП»: Где гарантия, что человек, «действующий под воздействием посторонних лиц», не даст удовлетворяющие банк ответы, и деньги будут переведены мошенникам? Кто тогда будет нести ответственность?

— Сегодня в банках накоплен достаточно большой аналитический материал по подобным операциям. Сегодня банки достаточно опытные участники.

Если есть подозрительный платеж или движение денег, то банки имеют возможность выявить операции, по которым в дальнейшем могут быть правовые последствия даже с точки зрения противодействия противоправным деяниям. Значительная часть таких платежей отсекается.

Если же клиента «накачали», подготовили и он дает ответы, которые устраивают банк, то это риски клиента.

Читайте также
Чей рекорд? Кержаков 20 лет спустя записал на свой счет ещё один гол, чтобы сравняться с Дзюбой Чей рекорд? Кержаков 20 лет спустя записал на свой счет ещё один гол, чтобы сравняться с Дзюбой Валерий Карпин готов обоих вызвать в сборную России — на игру с соперником уровня Брунея

Сегодня достаточно серьезно обсуждается вопрос повышения ответственности банков за такие операции.

Но если банк действует в соответствии с требованиями ЦБ по противодействию, и нет претензий, что он не осуществил необходимые процедуры, естественно, ответственность с банка снимается.

Поэтому ЦБ и ужесточает требования — чтобы банки были еще более бдительны. Если же клиенту удалось обмануть банк, то возникает вопрос о нарушении регламентов, и банк может понести ответственность.

«СП»: Для принятия решения о подтверждении перевода необходимы определенные компетенции. Сотрудники банка, которые принимают эти решения, обладают ими? Их где-то готовят? А если они ошибутся и деньги уйдут мошенникам? Кто тогда несет ответственность?

— Инструктивные документы достаточно подробны, внутри банка проводятся соответствующие мероприятия, обобщается опыт, идет обмен информацией между банками. Сотрудники набираются определенного опыта, они достаточно подготовлены.

Активную роль здесь играет Центробанк и его методические подразделения, которые обеспечивают банки необходимой информацией, позволяющей выявить подозрительные вещи.

Последние новости
Цитаты
Сергей Аксенов

Журналист, общественный деятель

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Антон Орлов

директор Института исследования проблем современной политики

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня